22 апреля 2016 (Алматы - таможня - Каракол) - 652кмИтак, день нам предстоял насыщенный - переход границу в Киргизию.
Ехали мы уже по знакомой трассе Алматы - Кордай. Но наслушались и начитались отзывов и решили границу пересекать через соседний погран.переход - Карасу. Якобы там таможенники более лояльные и очереди меньше.
В принципе все так и было. Из легковушек были мы одни, нас пустили в обход фур. Но дальше началась какая-то несумятица.
Казахстан покинули быстро, доехали до границы с Киргизией. И все, никаких указаний - что делать и куда идти.
Меня выгнали из машины, мол не мешай проводить осмотр, там остается один водитель.
Ну я и пошла... да не туда. Отстояла очередь с водителями фур, а мне указали на соседнее окно. И никаких табличек.
Протягиваю паспорт дяденьке таможеннику, он проверяет, кивает головой, возвращает паспорт и показывает на выход, мол ИДИ...
- А печать?
- Иди.
- А печать?
- Да иди уже.
- Нет, мне печать нужна.
- Зачем? Иди так, мы выпустим.
- Нет, поставьте мне печать ( в голове уже бегают мысли, что без печати мы обратно не вернемся, нас сочтут преступниками и рожать мне придется в Киргизии)
Я возвращаюсь к мужу, осмотр машины как раз был закончен, и он тоже направлялся для проверки паспорта. Объясняю ему ситуацию, вместе идем к инспектору, что шерстил машину. Он идет к паспортисту.
- Поставь им печать.
- У меня ее нет.
- А где она?
- Не знаю.
- Народ, у кого печать?
- Кажется на выезде была.
- Ребят, идите на паспортный контроль на выезде из Киргизии, там печать поставят, главное проверьте, чтобы правильную поставили - на въезд
Печать-таки мы выпросили, сели в машину и поехали.
УРА! Мы в Киргизии. Какие-то странные чувства нас посещали. Неужто мы доехали!? Ну теперь давай смотреть, что за страна такая.. Киргизия...
Проехав метров 300 остановились у палатки с табличкой "страховка". Попытались ее купить. сначала сказали, что полисов нет. Потом уточнили, а вам в какую страну страховка нужна? В Киргизии страховки НЕТ. Оказывается народ против этой удавки на шее и до последнего будут бороться, чтобы страховка оставалась делом добровольным. Мол, мы люди честные, виноваты - значит заплатим. Народ спокойно самостоятельно договаривается, безо всяких страховых и судов. И ничего, живут ведь..
Еще у ребят спросили про ограничения скорости и нарушения. Ответ был довольно специфическим: да езжай сколько хочешь. Хочешь 100? Езжай 100, всем пофик.
И что же мы сразу заметили на трассе? Знаков ограничений скорости нет. Да вообще знаков мы видели не особо много, если только в городах. Поэтому от греха подальше мы дооолго плелись 60-90.
К тому времени мы изрядно проголодались, увидели в навигаторе ближайший город Токмок и решили в него заехать.
По нашим меркам городом это назвать сложно. Поселок. Нашли банк, обменяли деньги. Курс, помнится, был 1,07. За наши 10000 нам выдали 10700 сом. Дальше решили купить местную симкарту для инета. Проехали чуть дальше - что-то никаких вывесок нет про ОПСОСов.. Спросили у паренька, он нас отправил на центральный рынок искать "О". Что такое "О", и как его найти - не понятно, но надо искать.
Ходили, бродили... вышли на центральный рынок... А там... платки яркие, помидоры лежат, пахнет шашлыком, лепешками тандырными, люди с телегами ходят. В общем настоящий базар.
Нашли мы оператора сотовой связи под названием "О!" и купили симкарту (позже выяснили, что надо было запрашивать настройки под инет и долго нас переключали на русскоязычного оператора).
В общем позавтракали лепешками горячими и казахским йогуртом ))
Дальше заехали в Балыкчи, нашли ГазПром, залили бак до полного и подумали, что раз мы уже на Иссык-Куле, то надо бы и на берег попасть, озеро поближе рассмотреть. Но так, чтобы место было дикое, безлюдное, собачку прогулять.
Место нашли. На берегу жутчайший ветер, аж дверь машины еле открыла. Но вид, скажу я вам, будто море волнуется. На горизонте виднеются горы, а под ними бирюзовая линия озера.
И тут Антон вспоминает, что скоро мы будем проезжать какое-то великолепное ущелье, а пока еще не стемнело, то можно и заехать-глянуть. Нууууу океей, как-то нехотя согласилась я. Сумерки уже приближались, но-таки решили заехать.
Дорога была камнистая, с множеством поворотов, начался дождик, что еще сильнее снизило видимость.
В общем проехали только половину ущелья, вышли в какую-то долину, но развернулись и поехали в сторону ночлега. Просто дорога по ущелью и по долине показалась нам бесконечной и было не понятно, как долго мы могли бы там кататься. (Потом выяснили, что ущелье оооочень длинное и дорога идет вокруг гор и выходит в следующей населенке, но сколько там км и есть ли там реальный проезд, мы не в курсе).
Стало совсем темно, а телефон нашей гостиницы не отвечал.
Как я уже писала, весь ночлег в поездке был заранее забронирован, но у этой гостиницы был адрес, но этого адреса не было на карте. На нашей карте ОСМ, на яндексе он тоже отсутствовал. Кое как местами ловя интернет я открыла букинг, открыла карту этой гостиницы, и пришлось каждую улицу сопостовлять с тем, что показывал нам навигатор, то есть просто сверять картинку,
Приехали в Каракол, ну наконец-то. А телефон все не отвечает. Я уже начинаю паниковать - придется ночевать в машине. Н-е х-о-ч-у!
Ха, нашли улицу, но на домах нет номеров... Проехали ее всю вдоль и поперек и тут мне перезвонили. Нашлись-таки! Нас ждали и радушно встречали, заранее включив нам обогреватель на всю мощность. Бедный Шаман, пол ночи ему пришлось ночевать как в бане.
23 апреля 2016 (Каракол - Джети-Огуз - Семь Быков - водопад Девичьи Косы - музей Пржевальского - Каракол) - 133кмУтро выдалось пасмурным, долго искали приличное кафе для завтрака.
В плане на день были:
- ущелье Джети-Огуз, внутри него
-- Разбитое сердце
-- Скала семи быков
-- водопад Девичьи косы
- музей Пржевальского
Въезд в ущелье нашли быстро, оно за Караколом совсем недалеко. По координатам нашли точку, с которой скала Разбитое Сердце выглядело бы самым красивым ракурсом. Стояли и долго рассматривали эту скалу в поисках действительно чего-то красивого.. Особо не впечатлились. Зато Антон выбрал какой-то холмик, куда загнал мохав для симпатиШных фоток.
Откуда-то прибежали две собаки с громким лаем, увидели Шамана и ушли восвояси.
Пытались найти Семь Быков, не нашли...
Едем дальше, к водопаду.
Ущелье и правда красивое: горная река, скалы, зелень, ели.
Нашли пустую полянку рядом с речушкой, решили прогуляться, осмотреться. В округе никого, тишина и шум бурлящей воды. Стоит одинокий и пустой навес, который летом используется для продажи сувениров или отдыха туристов или может пастухов. И никого.. Только горы, река и мы.
Такое спокойствие.
Спустились к реке, напомили песика, поиграли с ним.
И вдруг он резко стартует с берега реки выше на поляну. Что-то не то!!! Антон бежит за ним следом, я ковыляю сзади с фотоаппаратом, трава мокрая, земля глиняная и скользкая, поднимаюсь аккуратно и медленно.
Оказывается эта черно-белая псина учуяла лошадь!
По дорожке шла лошадь с жеребенком и ее сопровождало трое мужчин. И тут из кустов на них несется почти волк (ну со стороны Шамана можно и за волка принять)!!! Мужики испугались, вооружились камнями и уже готовились отбиваться от зверя. Но следом за собакой выбежал Антон. В общем мы долго ловили пса, он все лаял и лаял на лошадей. А мужики еще долго на нас оглядывались. Весь тот день Шамыч гулял на поводке.
Следующая остановка была у трех белых домиков. Вообще-то мы искали дорогу к водопаду, но выехали на поляну с тремя домиками. Они были закрыты и пусты, но нам позже рассказали, что в одном из них жил и восстанавливал силы Гагарин.
Оказывается надо было свернуть правее не доезжая домиков метров 300, легкий брод, выехали в долину и видим вдалеке жилые постройки пастухов. Да только подъем в долину по мокрой глине нам дался не сразу. Минуты 2-4 Антон пытался-таки заехать по размытой дороге, но решил не тратить зря время и поднялся рядом по траве.
Да, это действительно оказалось жилье пастухов. К нам подошел местный и предложил доехать к водопаду на лошадях. Пешком туда и в дождь идти более получаса, а на лошади минут 15 туда и обратно.
А почему бы и нет? Тем более Антон на лошади ни разу в жизни не сидел. Сдуру и я тоже согласилась, но проехав метров 50 поняла, что это явно не сейчас!!! Поэтому решила погулять по долине, поглазеть на виды, отдохнуть и ждать возвращения Антона на лошади.
Обратно ехали без остановок. Только в курорте Джети-Огуз, еще в сторону водопада заприметили интересную дорожку наверх на холм, вот и туда заехать. По пути нас тормознули местные мальчуганы, попросили подвезти. Ну что ж, поехали. Поднялись, и справа увидели ту самую скалу Семь Быков. Просто когда мы ехали ТУДА, то скала была за нашей спиной. Мальчишек мы подвезли всего 1км ибо дальше начиналась жижа из красной мокрой глины, а дорога шла вниз под большим уклоном и с приличными обрывами. Обратно мы могли бы просто не подняться. Да и я начала переживать. Высадили мальчуганов, поехали искать красивый ракурс на Семь Быков.
Музей Пржевальского
Даже и не знаю, что рассказать. Внутрь самого музея не заходили, просто погуляли по территории, посетили памятник. Просто для галочки.
В пригороде Каракола есть подъемник и горнолыжная трасса. Хотели ее посетить. Но все это оказалось на частной территории какого-то курорта/пансионата, поэтому ворота были закрыты. Не попали.
Так что вечером мы пошли в каракольский парк и просто гуляли.
Добавлено через 3 минуты 52 секунды:24 апреля 2016 (Иныльчек) - 238кмК этому дню мы готовились заранее, а именно изучали симптомы горной болезни и читали варианты, как бы ее не получить. Чаще останавливаться и больше пить воды.
По пути решили заехать в ближайшее ущелье, но оно оказалось тупиковым - уперлись в ворота какого-то санатория мин.вод.
Итак, мы едем на перевал в сторону Иныльчека (Эныльчек). Это поселок близ границы с Китаем. Если не изменяет память, то в этом месте раньше был рудник, вокруг которого и построили поселок. Но рудник забросили, а люди из поселка уезжать не захотели. Дорога туда около 150км в одну сторону, но какая это дорога... решили что ехать будем сколько сможем, или сколько захотим. Целью доехать до самого поселка не было, если честно.
Выехали, на съезде в сторону Эныльчека видим довольно пугающую вывеску.
Дорога туда идет одна, отворотов нет.
Буквально через 200 метров после этого дорожного знака мы видим на обочине мужичка с сумарями, и он просит остановиться.
На каком-то ломанном русском мужик нам давай впаривать: довезите, довезите нас, нам по пути. За его спиной было несколько мальчишек и гора рюкзаков.
Места в машине у нас не было, все заднее сиденье было изрядно захламлено нашим скарбом. Подвинули как могли, но место было только на одного человека.
- Хорошо, возьмите хотя бы одного..
И с этой фразой открывает дверь и впихивает на заднее сиденье мальчугана лет 7, большой рюкзак и пару сумок.
- А куда везти-то?
- Он покажет, дорога все равно одна.
- А его далеко везти?
- Да неее...
Ну ладно, поехали.
Как выяснилось, мальчишка русского не знал. Совсем.
Ну мы решили не уходить от своего плана и после 2000м над уровнем моря мы останавливались каждые 100-200 метров набранной высоты.
В первую же остановку я выпила чуть ли не литр воды. Мальчика познакомили с Шаманом, языком жестов. Сначала он собаку испугался, а потом бегал с ним по равнине.. Так мило )))
Сколько остановок было уже и не помню, но не мало. Пейзажи.. нечто. Дух захватывало.
При очередной остановке мальчик выбежал из машины и давай умываться водой из горной реки. Стал и нам показывать, мол это полезно, и так подъем легче перенесем. Ну я и попробовала водичку. Мне показалось, что она холоднее льда.
- Сур, сур!!! - кричал мальчик и показывал куда-то в камни.
- Сур!!!
Выяснили, что так он называет сурков. А их там было море. Сначала мы их не видели и не замечали. Но стоило только притормозить и присмотреться в камни, так сразу можно было заметить некое движение.... тут сурок, там сурок, а вон тот на камне стоит, а этот в норку прыг, а вон еще вдали, и еще...
Мы только и успевали друг другу пальцем показывать где сур, там сур, сям сур )))
Мальчику понравился наш энтузиазм.
Мы поднимались в горы, в снега.
Неожиданно увидели какой-то съезд в сторону, но съезд был слегка занесен снегом. Вдалеке виднелись какие-то постройки. Решили пройти пешком.
Это оказался домик тракториста вместе с гаражом для грейдера.
Ну во-первых это был самый главный перевал на этой дороге. Самый высокогорный. 3800м.
За этими домиками был обрыв и шикарнейший вид на другую сторону перевала.
Навстречу нам вышли двое мужчин с телогрейках. Мол кто вы, что тут делаете, и сразу вопрос - подвезите в город.
Не, нам еще мальчишку везти к его дому.
Мужчина у мальчишки спросил, где он живет, поохал, мол вам еще не слабо ехать, километров 15-20.
Во блин, а внизу нам говорили "да тут недалеко". Ну раз обещали - надо везти. Не выбросишь ведь его на дороге.
Довезли мальчика, просто вдоль дороги стоят 2 лачуги, вокруг овечки гуляют. Так и живут. Зачем тут? Почему? Кто их знает...
Решили, что главные виды мы посмотрели, и ехать до самого Эныльчека это оооочень долго и нудно.
На обратном пути захватили тракториста, он хотя бы русский знак.
Оказывается снег в тех местах сходит только в июне-июле и все вокруг становится насыщенного зеленого цвета. И горной болезнью они не страдают, привыкшие. Вниз мы тоже периодически останавливались отдышаться, прогуляться, но уже реже.
25 апреля 2016 (Барскоон) - 290кмПо пути остановились на берегу - уж больно красивый вид был. А пес полез купаться сразу.
Вода чистейшая, лазурная, небо голубое, ни облачка. Хорошая погодка для новых путешествий.
Вода чистейшая. Не даром на это озеро казахи и киргизы приезжают летом как на курорт. Оно того стоит.
Барскоон - это ущелье, которое славится своими водопадами: чаша Манаса, слезы барса, брызги шампанского.
Еще это ущелье известно тем, что там находится золотоносный рудник Кумтор.
Что примечательно - рудник на 77% принадлежит канадцам, то есть Киргизии принадлежит всего-то 33%, но эти 33% делают почти 90% ВВП всей страны. Прикинули, да?
Почему именно так? Да потому что у киргизов нет денег чтобы финансирования добычи на этом руднике. Все просто.
Дорога в ущелье идет накатанная.
Прямо у дороги установлен памятник Гагарину.
Читала, что несколько лет назад этот памятник был сильно испорчен, но благодаря поддержке Москвы (там на табличке написано было) его восстановили и привели в нормальный вид.
Приехали на КПП, записали наши номера, спросили цель, мирно впустили.
И тут начался серпантин. Забавный такой, резвый. Залпом чуть ли не 15 поворотов, между которым всего 200м дороги. То есть сразу на 600м подняться надо, например. Уух, весело.
Как ни странно, но въехали в туман. Местами виднеется снег.
Первый знак - высота 3442м, перевал Сары-Моинок.
Едем дальше, еще такой же серпантин. Только уже по снегу, в туман и под мокрым снегом, потихоньку начинается метель.
3819м (навигатор говорил 3880м) - перевал Барскоон.
А поехали дальше - поехали!
Налево уходила накатанная дорога на рудник, туда дорога закрыта. Но прямо уходила слегка протоптанная колея, по навигатору туда было 2-3 населенки. Может туда прокатимся - а давай!
Но проехали мы не много. Началась сильная метель, колею трудно было рассмотреть. Справа белая степь, слева белая степь, впереди все белое. Надо искать разворот. А что по обочинам - одному Богу известно - нормальная дорога или обрыв, скрытый снегом. А где-то недалеко еще и озеро горное должно быть. Правда под белой степью его сосем не видно и не распознать. Зато собачку выгуляли.
Представьте удивление пса.... час назад купался в озере при +25, а теперь бегает по снегу в тумане.. Но бегал он знатно, все-таки снег это его стихия. В машину еле загнали назад.
На обратном пути вдруг нам встречаются две лошадки, странно.
А внизу на КПП встретили мужчин, которые этих двух лошадей и искали. Сбежали они.
Кстати, водопадов мы в ущелье так и не нашли. Видимо реки наполняются водой только во время схода снега, а его пока не было. Вот реки и стояли сухими.
26 апреля 2016 (Каракол - Нарын) - 484кмПолюбившееся кафе в Караколе.
Изначально, когда только строили этот маршрут, то Антон планировал ехать через великий и могучий перевал Тосор. Но начитавшись отзывов было сильное сомнение, что А) мы сможем его преодолеть в одну машину, Б) что он вообще сейчас проезжабелен (и не зря так думали, в июне там была машина, снега копали много!!!)
Поэтому ночевать мы планировали на горном озере Сон-Кёль (Сон-Куль), заехав на него с востока, обогнув понизу и там была долина, где ночуют туристы, тихое и безветренное место.
На дороге увидели указатель: Красная сказка, 300м.
И не зря заехали. Действительно сказка. Я полагаю, это из серии "столбы выветривания", в том плане, что какая-то порода выветривается и вымывается, а более твердая создает красивый рельеф из камня.
Еще Антон заранее заприметил какую-то горную дорогу почти по пути, поэтому в Каджи-Сай сворачивается с асфальта, проезжаем деревушку и едем в горы. Хотя даже и не знаем - проедем ли мы насквозь..?!
Вдоль этой дороги шла водопроводная труба, но это не делало дорогу хорошей. Местами встречались большие глыбы, приходилось выходить и изучать варианты проезда. Или слишком резкие подъемы по песку. Прокатились, изучили местность, так сказать.
Выехали в долину, где вдалеке виднелась какие-то дома, значит нам надо туда доехать, там есть асфальт ))
Ну что же, прощаемся с Иссык-Кулем, может быть еще увидимся через несколько лет.
Выезжаем на прекрасную трассу, которая идет от Бишкека в Нарын.
Но радость была недолгой, оказывается эту трассу только-только строят.
В одном месте мы в очередной раз уперлись в стадо барашков, которые с пастухом переходили дорогу. Но перед нами останавливается тундра, оттуда выскакивает бородач, хватает барашка и давай его в багажник пихать.
Ну мы люди не местные, обычаи не знаем...
Сворачиваем на дорогу в сторону Сон-Куля.
Едем, едем, встречаем редкие дома, дорога начинает уходить в горы.
Серпантин... снег... тупик.
На снегу видим следы, которые развернулись и поехали назад. Не мы одним такие.
Может попробовать заехать с нижней дороги? Но по пути рассуждаем, что там тоже может быть тупик, а время уже близится к вечеру, надо бы и ночлег искать. А тем временем на небе сгущаются тучи, начинается сильный ветер.
Едем в сторону Нарына. Еще разок съехали с дороги в сторону полянки без ветра, может получится переночевать в машине? Но ветер был везде, да и дождик начал капать. А оставлять песика под дождем на всю ночь нам совесть не позволила.
Хорошо, придется ночевать в Нарыне. Но где? Ведь такого варианта я даже не рассчитывала и не узнавала насчет местных гостиниц.
Букинг ничего не показывает, гугл показывает частные гостевые дома где-то вдоль дороги, но вывесок нет, а в 9 вечера город почти спит. В инете нашла всего одну гостиницу с количеством отзывов 0 и телефоном. Звоню, меня не понимают, передают трубку, места есть, диктуют адрес, но не могут объяснить как ехать. Ни один навигатор не показывает эту улицу.
Решаем спросить у таксиста.
А теперь ситуация:
Уставший Антон в грязном камуфляже выходит к таксисту, спрашивает про гостиницу, договаривается чтобы тот нас провел к нужному месту. В это время к нему подходят два милиционера (или полицейских? кто там у них?). У меня шок, думаю: ну все, сейчас привяжутся, найдут сотню причин, придумают море нарушений и либо потребуют денег, либо повезут в отделение разбираться.
Ан нет..
- Добрый вечер, вы не местные, вам помощь нужна? Переночевать? В гостинице? Подороже или подешевле? Может показать?
- Да нет, спасибо, нас сейчас проводят в Хан-Тенгри.
- Вы уверены? Это дорогая гостиница.
- Да, спасибо.
Таксист показал дорогу, заселились, даже с собакой.
На вывеске красовались аж ТРИ звезды. В Нарыне!!! Три звезды! Сильно!!!
За номер мы отдали около 2100 сом.
Честно, были уже сильно уставшие поисками дорог, ночлега, что уже было плевать на сумму, хотелось спать.
По пути к нашему номеру спросили у администратора, а какая в городе средняя зарплата?
8000 сом.
Всего 8000. А у нас номер за 2100!!!
А теперь представьте, что вы живете в Москве, зарабатываете 80 тысяч, а номер в гостинице стоит аж четверть вашей з/п - 21 тысячу. Серьезно! Теперь удивление полицаев было вполне оправдано, особенно видя наш внешний и уставший вид.
Кстати, через 20 минут снова пришла администратор и попросила отвести собаку в машину, мол она ошиблась и с песиком в номер нельзя. Но мы подумали... за 2100 (четверть их з/п) песик вполне имеет право переночевать в гостинице с тремя звездочками.