Урок истории.
![Сообщение Сообщение](./styles/prosilver/imageset/icon_post_target.gif)
Поделюсь редким и интересным событием в моей жизни, возможно кому-то тоже будет интересно. На днях к нам обратились поисковики для восстановления двигателя с военной полуторки.
Автомобиль ГАЗ-MM (аналог ГАЗ-АА) 1939 года выпуска, участвовал в перевозке грузов в блокадный Ленинград по Дороге жизни. Предположительно зимой 1941 – 1942г., автомобиль попал под обстрел, угодил в полынью и завалившись на бок, ушел под лед. В 2017 был обнаружен поисковиками и извлечен со дна Ладожского озера где-то между Кобоной и Зеленцами. К нам на восстановление попал только двигатель - восстановлением кузова занимаются другие люди.
Довоенная полуторка отличалась от машин построенных в военное время наличием тормозов на передних колесах, переднего бампера, глушителя, крыльями, двумя фарами и ещё некоторыми элементами.
![Изображение](http://i056.radikal.ru/1712/5f/91cdc54562aa.jpg)
Мотор отмыли от тины и приступили к разборке. К сожалению, первое фото сделал когда мотор уже «лишился» головки блока. Шпильки крепления головки сгнили и при откручивании сразу обломились.
![Изображение](http://s012.radikal.ru/i319/1712/f4/c6b19fb437bb.jpg)
![Изображение](http://i069.radikal.ru/1712/79/1167df27bab9.jpg)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i611/1712/0c/9826a0b464e6.jpg)
Поскольку мотор имеет нижнее расположение распредвала и клапанов, головка представляет чугунную «крышку» с камерами сгорания и отверстиями под свечи зажигания. На фотографии видно, что камера сгорания находится не над поршнем, а смещена вбок. Низкая степень сжатия 4,2:1 позволяла мотору работать не только на бензине, но и на всем что горит (на керосине, на спирту, на скипидаре).
Рядом с головкой, на столе, диск сцепления, корзина, маховик, выпускной коллектор, картер сцепления. Что удивительно, несмотря на 76 лет проведенных в водах Ладожского озера, почти все детали имеют удовлетворительное состояние и будут восстановлены.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i622/1712/19/3fee97d39755.jpg)
На картере сцепления практически везде белый металл. Довоенный чугун не ржавеет???
![Изображение](http://s012.radikal.ru/i319/1712/7e/122eb8ed479b.jpg)
Все прокладки аккуратно срезались, чтоб в последствии вырубить новые по образу и подобию.
![Изображение](http://i069.radikal.ru/1712/cc/f0f9cf6e42e2.jpg)
Масляную трубку и патрубок время не пощадило. Топливо на полуторке подавалось в карбюратор самотеком от бака под лобовым стеклом кабины. Зато был визуально виден уровень топлива, в кабине стояла прозрачная колба от бака.
![Изображение](http://s018.radikal.ru/i516/1712/82/0c4fe6e76f83.jpg)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i606/1712/f1/3c65266f727e.jpg)
Поддон конечно пострадал, но на нем ещё проглядывают следы серебряной краски.
Если посмотреть второе фото в полный размер, то видно состояние крепежа. Зашплинтованная гайка это крепеж коренных крышек коленчатого вала. Болты проходят блок насквозь и затянуты гайками со шплинтами. При снятии шплинтов сломался только один, остальные можно использовать повторно! (Хотя, безусловно весь крепеж будет заменен на новый.)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i616/1712/fb/bfc8aceed588.jpg)
После снятия поддона – ил, песок… и дух истории!
Над блоком «возвышается» масляный насос, Ни каких вам масляных каналов и датчиков давления. Этот насос нужен был для подачи и разбрызгивания масла в полости клапанного механизма (смазка стержней, толкателей клапанов и привода трамблера). Насос просто вставлен в отверстие блока и через пружину прижимается поддоном. Простое и надежное крепление! Так же осталась часть масляного щупа, по которой впоследствии можно изготовить новый.
![Изображение](http://s014.radikal.ru/i327/1712/e4/3db50f08ecbb.jpg)
Цельный коленвал, имеет три опоры без отверстий и каналов для смазки. Сальники не предусмотрены. Вместо них набивка, маслоотражательная шайба, маслосгонная насечка. Вкладыши заливные, баббитовые. Технология примерно такая: старый баббит вычищается/выплавляется и в полость вкладыша шатуна или в полость пастели вала заливается баббит (баббит – сплав олова, меди, свинца, сурьмы). Потом происходит расточка/развертка под размер. Для регулировки зазора на стыках крышек использовались «портянки» - тонкие латунные пластины.
![Изображение](http://s012.radikal.ru/i319/1712/65/6a813765046c.jpg)
На этом фото видны высокие и острые куклачки распредвала. Сам вал так же как и коренные шейки коленвала смазывается самотеком, а вот на шатунах стоят черпачки которые при вращении черпают масло из поддона.
![Изображение](http://s014.radikal.ru/i329/1712/82/bc94dae4d767.jpg)
![Изображение](http://s018.radikal.ru/i502/1712/af/673d519051f3.jpg)
![Изображение](http://s015.radikal.ru/i333/1712/9e/f6c60bbaa7d3.jpg)
Эмблема производителя «ГАЗ» завод им. Молотова есть на текстолитовой шестерне распредвала и на поршнях. Поршень имел вертикальный разрез юбки для предотвращения теплового «клина» (к сожалению, на фото не видно).
![Изображение](http://s018.radikal.ru/i515/1712/92/d764bab4e476.jpg)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i610/1712/8f/f1d0e89ca2dc.jpg)
Ну и напоследок фото болтов. Хоть почти все шляпки болтов были повреждены коррозией, все выкрутились плоскогубцами. Коррозии резьбовой части, нет ни где. Вот что значит качественный металл!
Автомобиль ГАЗ-MM (аналог ГАЗ-АА) 1939 года выпуска, участвовал в перевозке грузов в блокадный Ленинград по Дороге жизни. Предположительно зимой 1941 – 1942г., автомобиль попал под обстрел, угодил в полынью и завалившись на бок, ушел под лед. В 2017 был обнаружен поисковиками и извлечен со дна Ладожского озера где-то между Кобоной и Зеленцами. К нам на восстановление попал только двигатель - восстановлением кузова занимаются другие люди.
Довоенная полуторка отличалась от машин построенных в военное время наличием тормозов на передних колесах, переднего бампера, глушителя, крыльями, двумя фарами и ещё некоторыми элементами.
![Изображение](http://i056.radikal.ru/1712/5f/91cdc54562aa.jpg)
Мотор отмыли от тины и приступили к разборке. К сожалению, первое фото сделал когда мотор уже «лишился» головки блока. Шпильки крепления головки сгнили и при откручивании сразу обломились.
![Изображение](http://s012.radikal.ru/i319/1712/f4/c6b19fb437bb.jpg)
![Изображение](http://i069.radikal.ru/1712/79/1167df27bab9.jpg)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i611/1712/0c/9826a0b464e6.jpg)
Поскольку мотор имеет нижнее расположение распредвала и клапанов, головка представляет чугунную «крышку» с камерами сгорания и отверстиями под свечи зажигания. На фотографии видно, что камера сгорания находится не над поршнем, а смещена вбок. Низкая степень сжатия 4,2:1 позволяла мотору работать не только на бензине, но и на всем что горит (на керосине, на спирту, на скипидаре).
Рядом с головкой, на столе, диск сцепления, корзина, маховик, выпускной коллектор, картер сцепления. Что удивительно, несмотря на 76 лет проведенных в водах Ладожского озера, почти все детали имеют удовлетворительное состояние и будут восстановлены.
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i622/1712/19/3fee97d39755.jpg)
На картере сцепления практически везде белый металл. Довоенный чугун не ржавеет???
![Shocked :shock:](./images/smilies/shok.gif)
![Изображение](http://s012.radikal.ru/i319/1712/7e/122eb8ed479b.jpg)
Все прокладки аккуратно срезались, чтоб в последствии вырубить новые по образу и подобию.
![Изображение](http://i069.radikal.ru/1712/cc/f0f9cf6e42e2.jpg)
Масляную трубку и патрубок время не пощадило. Топливо на полуторке подавалось в карбюратор самотеком от бака под лобовым стеклом кабины. Зато был визуально виден уровень топлива, в кабине стояла прозрачная колба от бака.
![Изображение](http://s018.radikal.ru/i516/1712/82/0c4fe6e76f83.jpg)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i606/1712/f1/3c65266f727e.jpg)
Поддон конечно пострадал, но на нем ещё проглядывают следы серебряной краски.
Если посмотреть второе фото в полный размер, то видно состояние крепежа. Зашплинтованная гайка это крепеж коренных крышек коленчатого вала. Болты проходят блок насквозь и затянуты гайками со шплинтами. При снятии шплинтов сломался только один, остальные можно использовать повторно! (Хотя, безусловно весь крепеж будет заменен на новый.)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i616/1712/fb/bfc8aceed588.jpg)
После снятия поддона – ил, песок… и дух истории!
Над блоком «возвышается» масляный насос, Ни каких вам масляных каналов и датчиков давления. Этот насос нужен был для подачи и разбрызгивания масла в полости клапанного механизма (смазка стержней, толкателей клапанов и привода трамблера). Насос просто вставлен в отверстие блока и через пружину прижимается поддоном. Простое и надежное крепление! Так же осталась часть масляного щупа, по которой впоследствии можно изготовить новый.
![Изображение](http://s014.radikal.ru/i327/1712/e4/3db50f08ecbb.jpg)
Цельный коленвал, имеет три опоры без отверстий и каналов для смазки. Сальники не предусмотрены. Вместо них набивка, маслоотражательная шайба, маслосгонная насечка. Вкладыши заливные, баббитовые. Технология примерно такая: старый баббит вычищается/выплавляется и в полость вкладыша шатуна или в полость пастели вала заливается баббит (баббит – сплав олова, меди, свинца, сурьмы). Потом происходит расточка/развертка под размер. Для регулировки зазора на стыках крышек использовались «портянки» - тонкие латунные пластины.
![Изображение](http://s012.radikal.ru/i319/1712/65/6a813765046c.jpg)
На этом фото видны высокие и острые куклачки распредвала. Сам вал так же как и коренные шейки коленвала смазывается самотеком, а вот на шатунах стоят черпачки которые при вращении черпают масло из поддона.
![Изображение](http://s014.radikal.ru/i329/1712/82/bc94dae4d767.jpg)
![Изображение](http://s018.radikal.ru/i502/1712/af/673d519051f3.jpg)
![Изображение](http://s015.radikal.ru/i333/1712/9e/f6c60bbaa7d3.jpg)
Эмблема производителя «ГАЗ» завод им. Молотова есть на текстолитовой шестерне распредвала и на поршнях. Поршень имел вертикальный разрез юбки для предотвращения теплового «клина» (к сожалению, на фото не видно).
![Изображение](http://s018.radikal.ru/i515/1712/92/d764bab4e476.jpg)
![Изображение](http://s019.radikal.ru/i610/1712/8f/f1d0e89ca2dc.jpg)
Ну и напоследок фото болтов. Хоть почти все шляпки болтов были повреждены коррозией, все выкрутились плоскогубцами. Коррозии резьбовой части, нет ни где. Вот что значит качественный металл!