DraGon
» 04 дек 2010, 21:55
Позволю себе сообщить кое-что, касающееся предварительного договора, договоров вообще и общей стратегии оформления отношений с дилером.
1. Предварительный договор конструкция не такая простая, как её рисуют дилеры. Их слова, что при отказе от покупки предоплата легко будет возвращена, текстом преддоговора, как правило, не подтверждается. Если преддоговор заключён, автомобиль прибыл с теми характеристиками, которые заказаны, то покупатель должен его купить. Фразы "если будут финансовые трудности и Вы не захотите покупать автомобиль, мы Вам вернем аванс" в преддоговоре обычно нет, есть, напротив, текст, что если покупатель отказывается от заключения основного договора, то аванс не возвращается. А ещё есть ст. 429 ГК РФ, согласно которой если сторона, заключившая преддоговор, необоснованно отказывается от заключения основного договора, другая сторона вправе подать иск о заключении основного договора и потребовать возмещения убытков, вызванных необоснованным отказом. Например, расходов по доставке автомобиля и по предпродажной подготовке.
Как верно выше заметили, внесение каких-либо платежей по преддоговору (задатков, авансов и проч.) теоретически законом не предусматривается. Однако давно сложившуюся практику авансов по преддоговорам суды зачастую поддерживают.
1.1. Главное, чтобы не задатком называлась эта предоплата, чтобы не было риска потерь в двойном размере. Хотя с задатком можно и на дилере, который поставит не тот или не поставит в срок автомобиль, нажиться, но это дело само по себе деньго- и времезатратное и простому покупателю ненужное.
2. В преддоговоре надо писать все те характеристики авто, которые нужны. Например, комплектацию. Просто шифра дилера (1cgr5d21 хыр-пыр) недостаточно, потому что под этот шифр через месяц завод может назначить другую комплектацию. Надо либо вписать все составляющие комлпектации, либо прикладывать к преддоговору подписанную сторонами распечатку содержания комплектации, существующую на момент заключения преддоговора. Это чтобы потом не заморачиваться "нотариально заверенными скриншотами" интернет-страниц.
3. Также надо прописать условие о расторжении преддоговора именно так, как его озвучивают дилеры.
4. Не надо стесняться ставить прочерки (типа буквы Z) на оборотных (чистых) сторонах листов преддоговора, а также на больших пробелах между абзацами. Чтобы недобросовестный дилер не напечатал на них совсем другой текст. Такая махинация практиковалась неким дилером ВАЗа в СПб, и людям приходилось платить за семёрку по 300 т.р.
5. Скрепленная степлером пачка исписанных листов, из которых подписан только последний лист, это договор только на астральном уровне. По жизни это просто стопка бумаги. Которую недобросовестный дилер может поменять, приложив к ней подписанный сторонами лист. Надо договор либо прошивать, а на месте прошивки (либо на скобе степлера) лепить наклейку с количеством листов и подписями сторон (но это доступно только очень настойчивым), либо требовать подписания дилером (и подписывать самим) каждой страницы. В идеале надо и каждую страницу подписать, и прошить-проклеить (но это уже ближе к паранойе... но лучше попараноить, чем потерять деньги или машину). Тогда шансы на то, что текст договора не будет заменен, существенно увеличатся. Идеальное оформление договора - уместить на одном листе с обеих сторон.
6. Дополнительное спокойствие придаст передача доверенности (предъявление оригинала и передача заверенной дилером копии) лица, подписывающего договор от имени дилера, чтобы удостовериться в его полномочиях заключать такие договоры. Простой копии недостаточно, т.к. доверенность может быть отозвана, а копия может остаться. Бывало, что совершенно левые граждане в салонах представлялись сотрудниками дилера, и либо заключали договоры на тёмные конторы, либо просто брали авансы и сливались. Или дилеры в суде заявляли, что тот консультант, который подписывал договор, не имел таких полномочий или был давно уволен.
7. Финальный совет - сделки по приобретению автомобиля, с самого начала, с первых "предварительных заказов", лучше совершать вместе с хоть каким-нибудь юристом. Не кефир покупаете. В отношениях с дилером не нужно путать понятия "доверие дилеру" и "наивность". Сам факт того, что вы покупаете автомобиль, а потом его обслуживаете, у конкретного дилера, означает, что вы ему доверяете. Но дилер - это юрлицо, а не конкретный Иван Петрович. Ивана Петровича могут уволить, Иван Петрович может выйти за рамки своих полномочий, и споры потребителя с дилером будут решаться на основе того, что написано и подписано потребителем. "Пришивать слова к делу" всегда очень сложно.
П.С. Я хочу дизель, а в преддоговоре дилер написал "бензин", ссылаясь на то, что КИА не разрешает заказывать дизели. И аванс внёс небольшой, и сам же объяснил дилеру, что его уверение в легкости возвращения аванса не коррелирует с текстом договора. Я просто поверил дилеру, и он даже уже сообщил, что дизель едет. Но я понимаю, что делаю, и что буду делать в случае конфликта, и какой суммой рискую. И принимаю эти риски, т.к. юриспрудю давно и готов к спору. А покупателю-не юристу не нужно полностью доверяться словам дилера там, где слова можно закрепить на бумаге.
П.П.С. Надо завести папочку, куда складывать ВСЕ бумажки, касающиеся автомобиля. Хотя бы ксерокопии. Каждое обращение на сервис оформлять бумагой (заказ-наряд, акт передачи автомобиля в ремонт, акт о выполнении работ, акт о получении автомобиля из ремонта (иногда это всё может быть на одном листе размещено), чеки на оплату). Дилер ОБЯЗАН выдавать такие бумаги в подлинниках потребителю.
При гарантийных ремонтах надо сразу же требовать от дилера записи о продлении срока гарантии на период, равный периоду с момента первого обращения к дилеру о неисправности автомобиля до момента получения отремонтированного автомобиля. Срок ожидания запчастей для гарантийного ремонта должен входить в период, на который продлевается гарантия (дилеры ошибочно считают иначе, продлевая гарантию на срок собственно только выполнения работ по ремонту). Если запчасть ждали один месяц, а её замена заняла пять минут, то гарантийный срок должен продлеваться на один месяц и один день.
Вышеуказанные советы не гарантируют того, что всё будет гладко и ничто не омрачит радость обладания автомобилем. Точно, что поводов психовать от бессильной злобы из-за невозможности что-то сделать с ломающимся через день автомобилем, возмущаться вероломностью дилера, который говорит одно, а делает другое, и возможностей отстоять свои права в суде, будет гораздо больше.